Осетинский этикет

Гостеприимство

       Гостеприимство было у осетин важным социальным институтом. Отношения между хозяином «фысым» и гостем «уазæг» были строго регламентированы обычаем и включали не только предоставление гостю крова и пищи, но и неограниченное покровительство и защиту. Хозяин, допустивший, чтобы в его доме гость стал жертвой насилия, получал позорную кличку «уазæгхор» – «гостеед». Клеймо ложилось не только на него, но и на всю его фамилию.
Принять гостя достойно было делом чести каждой семьи. Полагалось быть вежливым не только к гостю, но и в отношениях между домочадцами. 
Существовала такая поговорка: «Фысым йæ куыдзыл куы хъæр кæна, уæд æй уазæг йæхимæ æм6ары» (Если хозяин кричит на свою собаку, то гость это принимает на свой счет).
Существовали специальные словесные формулы, которыми обменивались хозяин и гость. Например:
      «Уазæг нæ уадзут, хæдзаронтæ?» (Не пустите ли гостя, хозяева?) – «Мидæмæ, уазæг – Хуыцауы уазæг!» (Входите, гость – божий гость!);
«Фарн ам уæд» (Да пребудет в этом доме фарн), – говорит гость, входя в дом. – «Фæрнæйдзаг у» (Да будешь ты богат фарном), – отвечает хозяин. 
Обычай гостеприимства имел и политическое значение, давая возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения между народами Кавказа.
Особой торжественностью отличался прием почетного гостя. Он становился гостем всего села. Его тут же окружали мужчины, старые и молодые, отдавая дань уважения. Старшие усаживались рядом с гостем, молодые стояли в стороне и только отвечали на вопросы. По обычаю, не полагалось спрашивать гостя – кто он и откуда. Когда же садились за накрытый стол, гость должен был представиться. Ради почетного гостя непременно резали барана.
Трапеза в честь почетного гостя имела ряд особенностей. Ему подавали почетный бокал «
нуазæн» – это обычай, известный на Кавказе только осетинам. Он уходит корнями в скифскую эпоху и впервые описан Геродотом.
После застолья гостя уводили в гостевую комнату, где ему была приготовлена чистая постель для отдыха. Перед укладыванием в постель подросток снимал с него обувь и забирал его вещи, которые отдавал женщинам. Если одежда была грязной и рваной, то молодые невестки и девушки стирали и зашивали ее. К утру у изголовья гостя в полной готовности лежали его одежда и обувь.
Отъезд гостя также сопровождался определенным ритуалом. Если гость был недоволен приемом хозяев, то он, сев на коня, ударял его по хребту у крупа, хозяева же делали вид, будто не заметили этого, но принимали вызов к сведению. Если же гость был доволен приемом, он, пожав руки всем, стоящим во дворе, вскакивал на коня и уздой поворачивал его голову к двери гостеприимного хозяина, после чего ударял коня плетью по передним ногам или груди и делал приветственный знак рукой. Хозяин со своими родственниками и соседями провожал гостя до границы своего села.